Опубликовано 27.12.2011, автор NaKorte


 

АНОНС: Клубно-абонементная система как оптимальное решение теннисного вопроса ЛЕТОМ 2016 г.
ВСЕХ желающих играть в теннис приглашаем принять участие в клубно-абонементной системе на базе петербургского клуба "АРСЕНАЛ" (пр. Металлистов, 51)

КЛУБНЫЙ ВЗНОС в ЛЕТНЕМ (2016) сезоне (цены в рублях):

  • Разовое посещение - 300 р. (в выходные - 500 р)
  • Абонемент на 1 месяц - 2000 р.
  • Абонемент на все лето (будние или выходные дни) - 4000 р.
  • Абонемент на все лето (без ограничений) - 6000 р.

Подробнее о клубно-абонементной системе на Арсенале



Книга Сергея Елисеева

Рождение и жизнь человека через теннис

Часть 6a. БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ПИТЕРСКОГО ТЕННИСА,
или
ДЕТСКИЙ ТЕННИС – ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

Опубликовано
на сайте nakorte.ru
27 декабря 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

Фотографии кликабельны

Детский теннис, на наш взгляд, интересная обширная тема, содержащая как много информации, так и множество вопросов. Самым актуальным из них является вопрос о состоянии дел в питерском детском теннисе и перспективы его развития. На страницах журнала мы открываем дискуссионный клуб, куда приглашаем наших читателей – тренеров, родителей, детей, играющих в теннис, руководителей клубов, словом, всех, кого волнует проблема развития детского тенниса.

Сегодня мы обозначим темы для обсуждения.

И главной, темой №1, будет тема под условным названием «Бермудский треугольник питерского тенниса», в котором за последние десятилетия пропало немало способных игроков. Почему это происходит – вот главный вопрос, без анализа ответов на который невозможно двигаться вперед.

Тема №2, которую мы предлагаем, это составляющие «Бермудского треугольника» – родителиученики-тренеры и их взаимоотношения – здесь также много вопросов, на которые хотелось бы найти ответ.

Например, постоянство союза игрок-тренер. Возможно ли оно, и есть ли в нем необходимость.

Тема №3. Начальный или фундаментальный период подготовки игрока от 5–6 лет до 12–13 лет.

В этот ответственный период, когда в игроке закладываются основы техники, тактики, физической и психологической подготовки.

Разрабатывая эту тему, мы планируем публиковать методические материалы, различные упражнения и тесты. Первое упражнение под условным названием «Скульптуры» применяется на ранней стадии обучения – первый и второй год. Второе «Датское парное упражнение» применяется на четвертом-пятом году обучения и далее.

СКУЛЬПТУРЫ

Некоторые тренеры используют очень сложные объяснения, представляя юным игрокам теннис. В результате дети могут прийти в замешательство, расстроиться и потерять интерес к игре. Далеко не все дети понимают такие слова, как «держать вес тела», «перпендикулярно фону», «параллельно корту» и т.д.

Детским тренерам требуется особый язык при объяснении заданий, иногда даже приходится обращаться к образам сказочных героев. Вот пример: «Вика, давай посмотрим, можешь ли ты сохранять равновесие при выполнении ударов. Твое туловище должно быть прямым, ноги должны дать прочную основу для сохранения равновесия, а голова должна быть сбалансирована подбородком, направленным вперед. Старайся держать свой центр тяжести низко и впереди».

Большинство детей не понимают смысла таких многословных и скучных указаний. Если вместо этого тренер предложит играть в игру, которая будет косвенно заставлять игрока выполнять требование сохранения равновесия, представьте себе, насколько больше детей привлечет к себе теннис.

Играя в «Скульптуры», дети могут научиться контролировать положение своего центра тяжести.

ЦЕЛЬ: развивать сохранение устойчивого равновесия при ударах. Главное: управлять равновесием, удерживая корпус, как статуя, после удара по мячу. Обстановка и игра: участники образуют раздельные колонны по 2 и более учеников. Тренер подает мячи направо и налево от каждого игрока, причем некоторые мячи подаются близко, а некоторые далеко. Немедленно после удара мяча игрок должен принять неподвижное положение, как статуя, в течение трех секунд, прежде чем начать дальнейшее движение и нанести следующий удар.

Упражнение очень эффективно при игре с лета.

ДАТСКОЕ ПАРНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (ТАКТИКА ПАРНОЙ ИГРЫ)

Как много эмоционального накала, стремительных розыгрышей у сетки, акробатических прыжков и даже полетов можно наблюдать в парных встречах.

К великому сожалению, парные встречи уже давно не проводятся во время детских соревнований, по крайней мере, в первенстве города. А ведь в паре совершенствуется «теннисный интеллект». Трудно переоценить значение игры с лета в парных комбинациях.

«Датское парное упражнение» развивает навык моментального выхода к сетке и занятие доминирующего положения как с подающей, так и с принимающей стороны.

Цель: совершенствование навыков стремительного перемещения к сетке в парной игре.

Правила: одна половина корта считается подающей, другая – принимающей Два сеточника стоят по обе стороны сетки. Игроки стоят так, как будто подача ведется из 1-го положения.



Ход работы (см. схему) 1. Подающий и принимающий приближаются к сетке в то время, как партнер подающего вводит мяч в игру ударом справа или слева с руки через сетку по диагонали на партнера принимающего.

2. Партнер принимающего отбивает мяч с лета по линии на подающего.

3. Подающий должен успеть приблизиться к линии подачи и отбить мяч с лета по диагонали на принимающего.

4. Принимающий должен также успеть занять место у линии подачи, чтобы отбить мяч с лета между игроками.

5. Завязывается обмен ударами с лета, пока ктонибудь не ошибется.

6. Затем игроки меняются по часовой стрелке, и упражнение повторяется.

(Таким образом, каждый игрок побывает на каждой из 4-х позиций.) (По материалам «Kids Book of Tennis» и международного сборника упражнений профессионального теннисного клуба США с комментариями и дополнениями.)



О СПОСОБНОСТЯХ К ТЕННИСУ МОЖНО УЗНАТЬ ЗА 10 СЕКУНД

Скорость выполнения элементарных движений человека (быстрота) обусловлена составом мышечных волокон и оперативностью работы нервных центров.

Мышцы могут состоять преимущественно из быстрых или медленных волокон, их соотношение в течение жизни не меняется. Время двигательной реакции на сигнал – малотренируемый показатель, на 80% он обусловлен генетикой. Следовательно дети, у которых изначально нет скорости в простых движениях, уже никогда не смогут стать быстрыми в совершении теннисных ударов. Понимая значимость для современного тенниса быстроты, которая зависит не только от состава мышц, но и от того, насколько молниеносно организуется движение в ответ на сигнал, мы использовали при отборе детей в школу тенниса общедоступный легко реализуемый «теппинг-тест» для проверки быстроты движения рук.

Максимальный темп движения рук можно определить по частоте постукиваний руки. Суть теста заключается в том, что испытуемый в удобной позе карандашом или ручкой постукивает по бумаге. Для этого берется стандартный машинописный лист, разделенный надвое вертикальной чертой. В течение десяти секунд испытуемый постукивает поочередно справа и слева от линии. Затем подсчитывается количество точек, и рисунок оценивается по характеру их рассеивания.

Наивысшая частота движений присуща спортсменам в возрасте 15 лет и равна 60–80 ударам за 10 секунд. До 35 лет скорость движений сохраняется, а затем начинает снижаться, особенно при отсутствии тренировки. У нетренируемых взрослых людей частота движений кисти 50–60 постукиваний за 10 секунд.

Дети имеют темп движений более низкий, чем взрослые, по причине менее совершенной нервной системы, посылающий импульс к мышцам.

Ниже приводится таблица оценки результатов теппинг-теста с учетом возраста.



По этой методике тестировалось более 200 детей школы «СЕТ» в возрасте от 4-х до 7-ми и иногородних детей, протестированных во время соревнований. Результаты научных исследований (по Янаускасу И.М. 1971 г.) показали, что у детей 4-х лет максимальная частота элементарных движений 23 удара за 10 сек. Мальчики почти не отличаются от девочек по темпу движений (23.30 и 23.13 ударов за 10 сек. соответственно). В семилетнем возрасте результаты резко возрастают до 39 ударов за 10 сек., но разницы между мальчиками и девочками так и нет (39.52 против 39.89 у девочек).

По результатам тестирования в школе «СЕТ» наиболее способные дети имеют быстроту 42 удара за 10 сек. в возрасте 5 лет и 47 ударов за 10 сек. в возрасте 7 лет.

Мы установили, что имеет значение не только количество поставленных точек, но и растянутость облака, т.е. расстояние между крайними точками. Возможно, это связано с инерционностью движения, его раскованностью и отсутствием сильного тормозного очага.



Мы наблюдали в картине теста 5-ти летнего ребенка расстояние между крайними точками 9.5 см, а у 7-летнего 13.5 см (рис.1).

Малоспособные к теннису дети имеют средний результат 24 удара за 10 секунд при среднем отклонении от центра 2.5 см (рис.2).

Выводы о связи результатов теста и успехов в теннисе мы делаем на основе выступлений протестированных детей в соревнованиях. Результаты 97-го года: Б. Комахидзе (10 лет) – 60 уд. за 10 сек., И. Рудь (9 лет) – 57, Е. Точиловская (8 лет) – 58.



ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ В СЕКЦИЮ ТЕННИСА

Тему отбора детей мы начали на страницах журнала «Теннисэксперт» №4 за 2001 год статьей о теппинг-тесте.

Уже давно сложилась практика отбора детей по принципу определения чувства мяча (хотя многие по разному трактуют это понятие), а также по физическим качествам, необходимым для игры в теннис (быстрота, ловкость, координация и т.д.). А как быть в том случае, когда все эти качества присутствуют, а хорошего результата нет? Поэтому мы предлагаем использовать при отборе детей в секцию тенниса еще и диагностику психофизических свойств. К ним относится концентрация внимания. Не секрет, что умение держать концентрацию внимания на протяжении всей игры – залог успеха. Часто в интервью после матча игроки объясняют свои провалы в игре словами «Потерял концентрацию внимания».

Из существующих тестов диагностики психофизических свойств мы хотели бы остановиться на тесте Э. Ландольта – диагностика работоспособности.

Работоспособность – это базовая психофизическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями нервного субстрата и сама, в свою очередь, определяет стиль жизнедеятельности человека.

Методика (тест) позволяет не только оценить общую работоспособность, но и выделить ее составляющие: продуктивность, скорость, точность, выносливость и надежность.

В таком виде спорта, как теннис, на фоне больших физических нагрузок прогноз работоспособности со всеми ее составляющими имеет большое значение.

Тест может быть использован во всем возрастном диапазоне, начиная с младшего школьного возраста.

Тест проводится следующим образом. Тестируемый должен вычеркнуть кольца с определенным разрывом по циферблату часов, например, на 3 часа на бланке, где 34 строки по 30 колец в каждой, всего 1020 колец.

На тест дается 10 минут, при этом каждые 2 минуты отмечается последнее просмотренное кольцо.

Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных ключей, облегчающих подсчет ошибок, и полученные результаты заносятся в бланк фиксации.

Мы провели около 100 тестов в теннисной школе СЕТ и сделали следующие выводы.

Для облегченной оценки при тестировании детей, играющих в теннис, мы сделали прогноз, что хорошим результатом может служить не более 8–10 ошибок при просмотре 34–41 строки.

Сергей Елисеев

Ветка для обсуждения книги С. Елисеева на нашем ФОРУМЕ.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ


 




Поделись своим мнением - оставь КОММЕНТАРИЙ

Если у Вас есть что сказать по теме - высказывайтесь! Просьба воздержаться от явной грубости и хамства. И уголовный кодекс давайте чтить - разжигание расовой, религиозной и прочих заморочек будут пресекаться в корне :)