Книга Сергея Елисеева
Рождение и жизнь человека
через теннис
Часть 6a.
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ПИТЕРСКОГО ТЕННИСА, или ДЕТСКИЙ ТЕННИС – ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
Опубликовано на сайте nakorte.ru
27 декабря 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Фотографии кликабельны
Детский теннис, на наш взгляд, интересная обширная тема, содержащая как много информации, так и множество вопросов. Самым актуальным из них является вопрос о состоянии дел в питерском детском теннисе и перспективы его развития. На страницах журнала мы открываем дискуссионный клуб, куда приглашаем наших читателей – тренеров, родителей, детей, играющих в теннис, руководителей клубов, словом, всех, кого волнует проблема развития детского тенниса.
Сегодня мы обозначим темы для обсуждения.
И главной, темой №1, будет тема под условным названием «Бермудский треугольник питерского тенниса», в котором за последние десятилетия пропало немало способных игроков. Почему это происходит – вот главный вопрос, без анализа ответов на который невозможно двигаться вперед.
Тема №2, которую мы предлагаем, это составляющие «Бермудского треугольника» – родителиученики-тренеры и их взаимоотношения – здесь также много вопросов, на которые хотелось бы найти ответ.
Например, постоянство союза игрок-тренер. Возможно ли оно, и есть ли в нем необходимость.
Тема №3. Начальный или фундаментальный период подготовки игрока от 5–6 лет до 12–13 лет.
В этот ответственный период, когда в игроке закладываются основы техники, тактики, физической и психологической подготовки.
Разрабатывая эту тему, мы планируем публиковать методические материалы, различные упражнения и тесты. Первое упражнение под условным названием «Скульптуры» применяется на ранней стадии обучения – первый и второй год. Второе «Датское парное упражнение» применяется на четвертом-пятом году обучения и далее.
СКУЛЬПТУРЫ
Некоторые тренеры используют очень сложные объяснения, представляя юным игрокам теннис. В результате дети могут прийти в замешательство, расстроиться и потерять интерес к игре. Далеко не все дети понимают такие слова, как «держать вес тела», «перпендикулярно фону», «параллельно корту» и т.д.
Детским тренерам требуется особый язык при объяснении заданий, иногда даже приходится обращаться к образам сказочных героев. Вот пример: «Вика, давай посмотрим, можешь ли ты сохранять равновесие при выполнении ударов. Твое туловище должно быть прямым, ноги должны дать прочную основу для сохранения равновесия, а голова должна быть сбалансирована подбородком, направленным вперед. Старайся держать свой центр тяжести низко и впереди».
Большинство детей не понимают смысла таких многословных и скучных указаний. Если вместо этого тренер предложит играть в игру, которая будет косвенно заставлять игрока выполнять требование сохранения равновесия, представьте себе, насколько больше детей привлечет к себе теннис.
Играя в «Скульптуры», дети могут научиться контролировать положение своего центра тяжести.
ЦЕЛЬ: развивать сохранение устойчивого равновесия при ударах. Главное: управлять равновесием, удерживая корпус, как статуя, после удара по мячу. Обстановка и игра: участники образуют раздельные колонны по 2 и более учеников. Тренер подает мячи направо и налево от каждого игрока, причем некоторые мячи подаются близко, а некоторые далеко. Немедленно после удара мяча игрок должен принять неподвижное положение, как статуя, в течение трех секунд, прежде чем начать дальнейшее движение и нанести следующий удар.
Упражнение очень эффективно при игре с лета.
ДАТСКОЕ ПАРНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (ТАКТИКА ПАРНОЙ ИГРЫ)
Как много эмоционального накала, стремительных розыгрышей у сетки, акробатических прыжков и даже полетов можно наблюдать в парных встречах.
К великому сожалению, парные встречи уже давно не проводятся во время детских соревнований, по крайней мере, в первенстве города. А ведь в паре совершенствуется «теннисный интеллект». Трудно переоценить значение игры с лета в парных комбинациях.
«Датское парное упражнение» развивает навык моментального выхода к сетке и занятие доминирующего положения как с подающей, так и с принимающей стороны.
Цель: совершенствование навыков стремительного перемещения к сетке в парной игре.
Правила: одна половина корта считается подающей, другая – принимающей Два сеточника стоят по обе стороны сетки. Игроки стоят так, как будто подача ведется из 1-го положения.
Ход работы (см. схему) 1. Подающий и принимающий приближаются к сетке в то время, как партнер подающего вводит мяч в игру ударом справа или слева с руки через сетку по диагонали на партнера принимающего.
2. Партнер принимающего отбивает мяч с лета по линии на подающего.
3. Подающий должен успеть приблизиться к линии подачи и отбить мяч с лета по диагонали на принимающего.
4. Принимающий должен также успеть занять место у линии подачи, чтобы отбить мяч с лета между игроками.
5. Завязывается обмен ударами с лета, пока ктонибудь не ошибется.
6. Затем игроки меняются по часовой стрелке, и упражнение повторяется.
(Таким образом, каждый игрок побывает на каждой из 4-х позиций.) (По материалам «Kids Book of Tennis» и международного сборника упражнений профессионального теннисного клуба США с комментариями и дополнениями.)
О СПОСОБНОСТЯХ К ТЕННИСУ МОЖНО УЗНАТЬ ЗА 10 СЕКУНД
Скорость выполнения элементарных движений человека (быстрота) обусловлена составом мышечных волокон и оперативностью работы нервных центров.
Мышцы могут состоять преимущественно из быстрых или медленных волокон, их соотношение в течение жизни не меняется. Время двигательной реакции на сигнал – малотренируемый показатель, на 80% он обусловлен генетикой. Следовательно дети, у которых изначально нет скорости в простых движениях, уже никогда не смогут стать быстрыми в совершении теннисных ударов. Понимая значимость для современного тенниса быстроты, которая зависит не только от состава мышц, но и от того, насколько молниеносно организуется движение в ответ на сигнал, мы использовали при отборе детей в школу тенниса общедоступный легко реализуемый «теппинг-тест» для проверки быстроты движения рук.
Максимальный темп движения рук можно определить по частоте постукиваний руки. Суть теста заключается в том, что испытуемый в удобной позе карандашом или ручкой постукивает по бумаге. Для этого берется стандартный машинописный лист, разделенный надвое вертикальной чертой. В течение десяти секунд испытуемый постукивает поочередно справа и слева от линии. Затем подсчитывается количество точек, и рисунок оценивается по характеру их рассеивания.
Наивысшая частота движений присуща спортсменам в возрасте 15 лет и равна 60–80 ударам за 10 секунд. До 35 лет скорость движений сохраняется, а затем начинает снижаться, особенно при отсутствии тренировки. У нетренируемых взрослых людей частота движений кисти 50–60 постукиваний за 10 секунд.
Дети имеют темп движений более низкий, чем взрослые, по причине менее совершенной нервной системы, посылающий импульс к мышцам.
Ниже приводится таблица оценки результатов теппинг-теста с учетом возраста.
По этой методике тестировалось более 200 детей школы «СЕТ» в возрасте от 4-х до 7-ми и иногородних детей, протестированных во время соревнований. Результаты научных исследований (по Янаускасу И.М. 1971 г.) показали, что у детей 4-х лет максимальная частота элементарных движений 23 удара за 10 сек. Мальчики почти не отличаются от девочек по темпу движений (23.30 и 23.13 ударов за 10 сек. соответственно). В семилетнем возрасте результаты резко возрастают до 39 ударов за 10 сек., но разницы между мальчиками и девочками так и нет (39.52 против 39.89 у девочек).
По результатам тестирования в школе «СЕТ» наиболее способные дети имеют быстроту 42 удара за 10 сек. в возрасте 5 лет и 47 ударов за 10 сек. в возрасте 7 лет.
Мы установили, что имеет значение не только количество поставленных точек, но и растянутость облака, т.е. расстояние между крайними точками. Возможно, это связано с инерционностью движения, его раскованностью и отсутствием сильного тормозного очага.
Мы наблюдали в картине теста 5-ти летнего ребенка расстояние между крайними точками 9.5 см, а у 7-летнего 13.5 см (рис.1).
Малоспособные к теннису дети имеют средний результат 24 удара за 10 секунд при среднем отклонении от центра 2.5 см (рис.2).
Выводы о связи результатов теста и успехов в теннисе мы делаем на основе выступлений протестированных детей в соревнованиях. Результаты 97-го года: Б. Комахидзе (10 лет) – 60 уд. за 10 сек., И. Рудь (9 лет) – 57, Е. Точиловская (8 лет) – 58.
ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ В СЕКЦИЮ ТЕННИСА
Тему отбора детей мы начали на страницах журнала «Теннисэксперт» №4 за 2001 год статьей о теппинг-тесте.
Уже давно сложилась практика отбора детей по принципу определения чувства мяча (хотя многие по разному трактуют это понятие), а также по физическим качествам, необходимым для игры в теннис (быстрота, ловкость, координация и т.д.). А как быть в том случае, когда все эти качества присутствуют, а хорошего результата нет? Поэтому мы предлагаем использовать при отборе детей в секцию тенниса еще и диагностику психофизических свойств. К ним относится концентрация внимания. Не секрет, что умение держать концентрацию внимания на протяжении всей игры – залог успеха. Часто в интервью после матча игроки объясняют свои провалы в игре словами «Потерял концентрацию внимания».
Из существующих тестов диагностики психофизических свойств мы хотели бы остановиться на тесте Э. Ландольта – диагностика работоспособности.
Работоспособность – это базовая психофизическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями нервного субстрата и сама, в свою очередь, определяет стиль жизнедеятельности человека.
Методика (тест) позволяет не только оценить общую работоспособность, но и выделить ее составляющие: продуктивность, скорость, точность, выносливость и надежность.
В таком виде спорта, как теннис, на фоне больших физических нагрузок прогноз работоспособности со всеми ее составляющими имеет большое значение.
Тест может быть использован во всем возрастном диапазоне, начиная с младшего школьного возраста.
Тест проводится следующим образом. Тестируемый должен вычеркнуть кольца с определенным разрывом по циферблату часов, например, на 3 часа на бланке, где 34 строки по 30 колец в каждой, всего 1020 колец.
На тест дается 10 минут, при этом каждые 2 минуты отмечается последнее просмотренное кольцо.
Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных ключей, облегчающих подсчет ошибок, и полученные результаты заносятся в бланк фиксации.
Мы провели около 100 тестов в теннисной школе СЕТ и сделали следующие выводы.
Для облегченной оценки при тестировании детей, играющих в теннис, мы сделали прогноз, что хорошим результатом может служить не более 8–10 ошибок при просмотре 34–41 строки.
Сергей Елисеев
Ветка для обсуждения книги С. Елисеева на нашем
ФОРУМЕ.
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
|