На вопросы портала NaKorte отвечает
Дмитрий Голованов,
основатель теннисного турнира Gloria Open
Опубликовано
27 июля 2010 г.
26 июля стартовал очередной (12 по счету) теннисный турнир Gloria Open. Еще до своего начала турнир привлек внимание, причем с не совсем ожидаемой стороны. На нашем портале уже опубликована серия материалов, призванных пролить свет на околотурнирные разбирательства:
Обращение основателя Gloria Open Голованова Дмитрия (Опубликовано 23 июля 2010 г. на сайте www.gloriaopen.ru)
Куда грядет Глория? комментарий теннисного портала NaKorte.ru (от 23 июля 2010)
Gloria Open 2010: комментарий оргкомитета турнира (от 24 июля 2010)
Основатель турнира Gloria Open Дмитрий Голованов любезно согласился ответить на вопросы портала NaKorte.ru.
NaKorte.ru: Турнир Gloria Open. Можно ли Вас назвать идейным вдохновителем турнира?
Дмитрий Голованов: С моей точки зрения, «идейный вдохновитель» – не совсем точное определение моей роли в турнире. Наверное, за прошедшие 11 лет здесь больше функций локомотива и технолога, что ли.
NaKorte.ru: Как проходила первая «Глория»?
Дмитрий Голованов:
Слава Шориков предложил: «Давай назовем этот турнир Чемпионатом Петербурга среди любителей».
Дмитрий Голованов: Вообще, первый турнир состоялся летом в 1998 году. Тогда он еще не назывался «Глорией» и прошел за два выходных дня.
По окончании этого первого турнира я крепко задумался. Хотелось сделать что-то похожее на теннисный фестиваль, проходивший на «Знамени» в 95 -м. С полгода идея вызревала, а потом судьба случайно свела меня со Славой Шориковым. (Прим. ред: Вячеслав Шориков - известный питерский теннисный публицист и редактор сайта www.tennis-piter.ru ) Он поддержал мою идею, и практически сразу предложил: «Давай назовем этот турнир Чемпионатом Петербурга среди любителей».
Первая Глория состоялась в 1999 году и собрала 144 человека, хотя там не было ни женской сетки, ни широкого PR-программы. Название Glory CUP тоже предложил Шориков.
Второй турнир тоже назывался Glory CUP (хотя мне это название очень не нравилось, уж не знаю, почему).
После окончания Glory CUP 2000 стало очевидным, что если двигаться дальше, то турнир нужно выводить на новый уровень, делать его более тщательно. Тогда же начались наши разногласия с Шориковым. Они не носили антагонистического характера, но пути наши после этого разошлись.
NaKorte.ru: Начало нового тысячелетия стало благоприятным для турнира?
Дмитрий Голованов: Да, общая популярность тенниса была высокой, турнир набирал обороты, и уже в 2002 году мы делали турнир «по-взрослому». Заранее прорабатывали организационные моменты, искали спонсоров. Тогда родилось нынешнее название турнира Gloria Open. И неформальный статус турнира, предложенный Шориковым), прижился. Хотя я не считал, что мы доросли до того, чтобы называться «Чемпионатом Петербурга среди любителей».
В 2003 году турнир был приурочен к 300-летию Петербурга. Рекламная кампания была масштабная, соизмеримая с турниром, даже широкоформатные баннеры по городу разместили. В категории 35+ был разыгран автомобиль (Миша Горбунов его тогда выиграл).
NaKorte.ru: Турнир тогда был бесплатным?
Дмитрий Голованов: Да, для теннисистов участие было бесплатным. Этим, отчасти, объясняется большое количество участников. Отдельные сетки составлялись на 128 участников. А на финале 2003 года было примерно человек двести-двести пятьдесят, когда Горбунов с Барковым играли. В середине третьего сета пошел небольшой дождь, но никто не ушел.
Общее количество участников достигло шестисот человек. Корты и помещения клуба после соревнований были «вынесены» полностью, и стало понятно: с этим нужно что-то делать. Плюс бесплатное участие провоцировало безответственное отношение к игре и к сопернику – хочу приду, а хочу не приду. Мне многие участники тогда советовали – сделай взносы.
В 2004 году провели «Топ-16» - «выставочный» турнир «профиков» с призовым фондом пять тысяч долларов, где в финале сыграли Елгин Михаил и Мишин Николай.
NaKorte.ru: Вопрос деления на любителей и профессионалов.
Дмитрий Голованов:
В 2006 году с ФТР было согласовано официальное название турнира Gloria Open - «Всероссийский Чемпионат»
Дмитрий Голованов: Пожалуй, это общая проблема всех любительских турниров. Когда в 2003-м Горбунов выиграл автомобиль, начались разговоры: «зачем «профиков» в соревнования пускать». Но послушайте, ребята, если у него есть школа, то нужно радоваться, что вы можете сыграть с ним в одном турнире.
Критерии «допуска» нужно было разрабатывать. Одно дело – любитель, который играет в теннис «для души», другое – человек, который зарабатывает на этом деньги, ездит по турнирам. С простыми и «прозрачными» условиями допуска мы окончательно определились в 2006, когда договорились с Федерацией тенниса России о проведении Gloria Open как первого Всероссийского чемпионата среди любителей. Огромную работу в этом направлении провела Света Ракова, которая была тогда директором Gloria Open. В итоге, было утверждено официальное название «Всероссийский Чемпионат». Правда, позднее был принят закон о спорте, согласно которому всероссийский чемпионат должен финансироваться из бюджетных источников. Для этого нужно было оформить столько документов, что, не оправдывало усилий. Так что, первый Всероссийский стал и последним.
NaKorte.ru: Как отразилось на турнире введение турнирных взносов?
Дмитрий Голованов: При введении турнирных взносов необходимо было принимать во внимание жесткую для любителей турнирную схему – «проиграл-выбыл». Поэтому, большими взносы быть не должны. Причем за эти деньги участник должен получить не только возможность «поиграть на корте», но и получить положительные эмоции.
NaKorte.ru: Прослеживается прямая взаимосвязь между повышением турнирных взносов и уменьшением количества участников. Возможно, и кризис наложил свой отпечаток?
Дмитрий Голованов: Да, связь между этими показателями, безусловно, есть. Однако она отражает, скорее, общее падение интереса к теннису. Не думаю, что если мы сейчас сделаем турнир бесплатным, то соберем 500-600 участников, как это было в 2004-2005 годах. Максимум – человек двести. Вот если бесплатно шампанское раздавать, или ракетки – тогда другое дело.
NaKorte.ru: Почему в прошлом году не проводили женский турнир?
Дмитрий Голованов: В женский разряд заявлялись в среднем по десять участников. Поэтому мы приняли решение не проводить женский турнир. Несмотря на это, турнир 2009 года с точки зрения состава участников и качества игр получился, на мой взгляд, самым удачным за все одиннадцать лет.. На 2010 год планировалось развивать турнир именно в данном направлении.
NaKorte.ru: С удивлением теннисная общественность узнала о том, что в этом году Вы отошли от организации турнира Gloria Open
Дмитрий Голованов:
Турнир, который в этом году будет проводиться на Глории, я бы называть Gloria Open не стал
Дмитрий Голованов: Не совсем так. Турнир, который сейчас проводится на «Глории» не имеет ничего общего с тем турниром, который проводил я. Да, там остались люди, которые участвовали в проведении турниров прошлых лет. Кстати, Торговый знак турнира зарегистрирован, его использование без разрешения правообладателя является незаконным.
У меня была мысль провести в этом году Gloria Open на других кортах, но я не стал этого делать. У многих любителей тенниса это мероприятие привязано к теннисному клубу «Глория». Создавать неразбериху бессмысленно.
NaKorte.ru: Возвращаясь к истории со снятием Вас с должности генерального директора в клубе «Глория»…
Дмитрий Голованов: Наверное, это стандартная история. В моем «обращении» об этом сказано предельно ясно.
На определенном этапе встал вопрос – как развивать клуб «Глория». Нужно было выбирать из двух вариантов (как проще и сейчас или как лучше, но завтра). Победило «сегодня и сейчас». Природа конфликта, на мой взгляд, заключается в разном понимании пути дальнейшего развития клуба.
Произошел внутренний (внутрикорпоративный) конфликт, в результате которого меня ознакомили с решением двух учредителей, согласно которому меня отстранили от должности генерального директора.
NaKorte.ru: Что подразумевается под «как лучше»?
Дмитрий Голованов:
Уровень преподавания тенниса у нас в городе – крайне низкий
Дмитрий Голованов: Здесь имеется в виду организация общеобразовательной теннисной школы. Были разработаны несколько программ обучения (кроме тренировок, занятия по истории и культуре тенниса, даже «теннисный английский» был запланирован). Некий аналог музыкальной школы, в которой ученики получают базовые знания, становятся музыкально грамотными, а потом могут продолжать дальше в данном направлении (музыкальное училище, консерватория), а могут и не продолжать, пойти учится, на врача, например.
К сожалению, в настоящее время подавляющее большинство тренеров и тех, кто себя причисляет к тренерам, занимаются неким «теннисным энтертейнментом» или аттракционом под названием «поиграем в теннис», что имеем очень мало общего с системным обучением. Однажды я задался вопросом: «Куда я могу отдать своего ребенка, чтобы он стал «теннисно грамотным» человеком?» Я не хочу, чтобы он стал спортсменом. Но хорошо поставленную технику, умение играть «на счет» ему должны дать. И услышав «Бьорн Борг», он не должен впадать в ступор, и что Род Лэйвер дважды выигрывал «Большой Шлем» он тоже должен знать. Я не смог дать себе ответа.
Аттестация тренерского состава теннисного клуба «Глория», организованная и проведенная мной дала неутешительные результаты. К сожалению, понимание учебного процесса, эффективной организации занятий оказалось очень слабым.
Думаю, это общая картина, поскольку очень большое количество недостаточно образованных в теннисном плане людей пошли в «тренеры» за неплохими доходами.
Уровень преподавания тенниса у нас в городе – крайне низкий. Его необходимо повышать.
NaKorte.ru: Как Вы относитесь к термину «Теннисная Академия»?
Дмитрий Голованов:
Академия – это место, где преподают академики
Дмитрий Голованов: Я знаю, что такое Академия гражданской авиации или Военно-Медицинская Академия. Но когда мне говорят о теннисной академии в Петербурге – я не понимаю, о чем идет разговор. Академия – это место, где преподают доценты, профессора, академики, т.е. люди, имеющие соответствующий педагогический опыт. У нас таких людей практически нет.
NaKorte.ru: Парк Победы уже не впервые в этом году привлекает внимание любителей тенниса. Весной распахали два корта, которые мирно стояли-никого-не-трогали у самого метро «Парк Победы». (мы рассказывали об этом в материале Распахали грунт старинный,
что посеяли - пока не видно) Можете ли Вы прокомментировать это событие?
Дмитрий Голованов: Нынешним руководством Парка Победы, на мой взгляд, не было сделано никаких попыток, чтобы отстоять эти корты. Наверное, на это были какие-то основания. Корты, построенные в 73 году – кому они мешали? Я играл на этих кортах еще мальчишкой и видел там игру Пальмана, Садкова и других мастеров ленинградского тенниса. Мое отношение к уничтожению этих кортов крайне негативное.
Не исключено, эта же участь может постигнуть и «Глорию» …
NaKorte.ru: Как Вы оцениваете перспективы развития тенниса в России?
Дмитрий Голованов: Мы сейчас, к сожалению, находимся на этапе спада популярности тенниса в целом. Такие спады в истории уже были.
NaKorte.ru: Как вы относитесь к высказыванию: «Теннис не может развиваться без поддержки государства»?
Дмитрий Голованов:
Если мы говорим о теннисе как об услуге – это рентабельный бизнес
Дмитрий Голованов: Какой теннис – профессиональный или любительский?
Если мы говорим о теннисе как об услуге в области физической культуры – это рентабельный бизнес и не надо говорить о нерентабельности.
Если же идет речь о воспитании спортсменов и чемпионов, то дополнительные источники финансирования должны быть – либо родители, либо государство. Либо еще что-нибудь. В подготовке спортсменов высшего разряда однозначно должно быть заинтересовано государство. Успех спортсмена на международной арене – это визитная карточка государства. Так было, есть и будет всегда.
Если говорить о взаимоотношениях государства и бизнеса, сейчас мы имеем следующую ситуацию: стоимости решения вопроса о строительстве теннисного клуба и многоквартирного дома одинаковые, однако прибыльность проектов различается существенно.
NaKorte.ru: Видимо, поэтому у нас домов и магазинов все больше, а площадок как-то не прибавляется?
Дмитрий Голованов: Сейчас в СПб всего 272 корта (крытых и открытых) Количество теннисных кортов в Петербурге не растет, теннисным бизнесом заниматься крайне сложно из-за всех согласований и разрешений.
Поэтому, мы получили некоторый дефицит услуг. Цены стали запредельными. Семьдесят-восемьдесят долларов в час (а если добавить услуги тренера – то и за сто переваливает) – это ненормально. Как следствие - отток клиентов, у клубов появилось свободное время.
По моим наблюдениям теннисная жизнь сейчас идет там, где разумное ценообразование. Например «Шторм», «Дубки», тот же «Арсенал». А есть клубы, где вечером просят больше чем полторы тысячи в час – так там даже по будням народу не так много.
NaKorte.ru: Как же быть?
Дмитрий Голованов: Этот вопрос очень хорошо решен у нашего соседа, в Финляндии. Я лично знаю одну семью, которая на своем участке сделала корт, накрытый дутиком. Государство частично компенсировало им затраты за купленное воздухоопорное сооружение. Только потому, что они организовали бизнес, к ним ходят люди и занимаются спортом. В конце концов – это интерес государства, чтобы люди не водку пили, а о здоровье заботились. Топливо, которым они обогревали зимой дутик, идет под маркой «печное топливо». Та же солярка, но подкрашенная – и стоит намного дешевле.
У нас помощь государства могла бы выражаться в простых и понятных вещах – в упрощенном оформлении аренды земли, к примеру. Ставки кредитования на льготных условиях – что мешает давать кредит на теннисный клуб под 10 процентов, скажем? Существует схема, когда государство строит, а управляет бизнес. Варианты есть, и в принципе эти проблемы можно решить.
NaKorte.ru: Можем ли мы изменить ситуацию?
Дмитрий Голованов: Можем, но это очень трудный и долгий процесс. Дискуссия обязательно нужна. Я считаю, что городская федерация тоже должна принимать активное участие в решении данных вопросов. Нужно обязательно вести обсуждение ключевых проблем, и пусть не сразу, но результаты придут.
|