Интервью с Андреем Соловьевым,
победителем теннисного турнира Gloria Open-2010
в разряде "60+"
Опубликовано
05 августа 2010 г.
Андрей Соловьев второй год подряд стал победителем теннисного турнира Gloria Open – самого значимого петербургского турнира в ветеранском формате. Учитывая разряд, в котором выступает Андрей (60 лет и старше), двух мнений быть не может – в теннисе он разбирается .
Андрей Соловьев, победитель теннисного турнира Gloria Open-2010 в разряде "60+"
NaKorte.ru: Андрей, расскажи немного о том, как ты пришел в теннис. Каков твой теннисный “творческий путь”?
Андрей Соловьев: Играть в теннис я хотел давно, но возможности не было. Только в 1977 году я обнаружил корты «Петроградец» (в Ленинград я приехал в 74 году). Под них, как говорится, выбрал и работу и место жительства. По вечерам ходил на корты, помогал ухаживать за ними и заодно учился играть в теннис. А было мне тогда уже тридцать лет.
NaKorte.ru: Теннис тогда был чуть ли не запрещенным видом спорта?
Андрей Соловьев: Нет, запрещенным теннис не был. Кто хотел – мог заниматься. Он не был так «раскручен», что ли – по сравнению с тем же футболом.
Андрей Соловьев:
Зимой поиграть было практически нереально, а летом кортов было побольше
Мест для игры в теннис, правда, было мало. Зимой поиграть было практически нереально, а летом кортов было побольше. Везде была своя «тусовка».
NaKorte.ru: Как была организована теннисная жизнь?
Андрей Соловьев: Везде была клубная система. Весной и осенью проводились работы по благоустройству кортов. Те, кто принимал в этом активное участие, получали возможность приобрести абонементы в первую очередь. 15 рублей на сезон – сумма символическая, если не сказать «смешная». Два раза в неделю, по три рубля в месяц.
NaKorte.ru: Корты тогда были некоммерческими?
Андрей Соловьев: Да, коммерческих кортов не было. Наши корты принадлежали НИИ приборостроения. Своими силами коллектив строил эти корты, сами ухаживали, сами играли. Желающих было много – ста абонементов, которые предлагались, на всех не хватало.
NaKorte.ru: Значит, кортов было мало?
Андрей Соловьев: Да. Вспоминаю забавную историю. Однажды приехал к нам в гости американец, и удивился. «У вас», - говорит, - «кортов мало, но стоят они дешево. У нас, в Америке, если чего-то мало, стоит дорого. А уж грунтовые корты в обслуживании очень дорогие. Три рубля в месяц – ноу, невероятно».
NaKorte.ru: Был ли у тебя тренер?
Андрей Соловьев: Нет, я полностью самоучка. Играл у стенки – хотя и не любил это занятие. Как только появлялась возможность сыграть на корте – ну ее, эту стенку.
Поскольку возможность поиграть предоставлялась часто, я довольно быстро освоил теннис. Стал капитаном клубной команды второго состава. Первым составом играла команда мастеров.
NaKorte.ru: Наверное, так тогда было реализовано деление на “любителей” и “профессионалов”?
Андрей Соловьев: Да, именно так. Официально тогда это называлось «Соревнования между коллективами физкультуры». А мастера играли в своем разряде. Ездили на сборы от завода, в мае месяце собирались и с семьями в Крым выезжали – тренироваться.
В команде у нас было пять ракеток, постепенно я дошел до первой-второй ракетки клуба.
NaKorte.ru: Значит, по сути соревнования проводились в двух лигах?
Андрей Соловьев: Одно время лиг было даже три. Победители переходили на уровень выше, последние места, соответственно, спускались вниз.
NaKorte.ru: За что сражались?
Андрей Соловьев: Призовых денег, естественно, никаких не было. Может быть, завод что-то платил мастерам – я не в курсе.
Андрей Соловьев:
Люди были фанатами тенниса, и для них достаточно было того, что они играют в соревнованиях
Грамоты давали, но материально не поощряли. Основной стимул был – победить, чтобы перейти в следующую лигу. Люди были фанатами тенниса, и для них достаточно было того, что они играют в соревнованиях. Плюс участникам турниров давали возможность дополнительно тренироваться.
NaKorte.ru: Как решали вопрос с экипировкой?
Андрей Соловьев: Мастеров экипировали, нас нет. Поэтому приходилось «доставать» все.
NaKorte.ru: Кроссовки?
Андрей Соловьев: Нет, кроссовок тогда не было. Деревянные ракетки кто-то привозил, из Прибалтики, из Москвы. Потом продавали по «спекулятивным» ценам. :) Покупали по 12 рублей, продавали по 25.
NaKorte.ru: Все равно не так дорого выходило?
Андрей Соловьев: В принципе, да. Но трудно было достать. Хороших ракеток, струн не было в продаже. Все распределялось по спортивным обществам. Спортсменам выдавали, а те уже нам продавали. Как все остальное, доставали по «блату», по очередям.
Трудно тогда было с экипировкой.
NaKorte.ru: Несмотря на отсутствие тренера, ты сражаешься наравне не только с более молодыми ребятами, но и с технически хорошо подготовленными спортсменами. Если бы удалось повернуть время вспять, изменил бы то что-либо в процессе своей теннисной подготовки?
Андрей Соловьев: Конечно! Техника – великое дело. Из-за ее отсутствия мне приходилось затрачивать намного больше сил и энергии для достижения результата. За счет ног и за счет головы.
Техника дает экономию сил. Но должен быть еще и характер, а также предрасположенность, что ли, к определенному виду спорта.
NaKorte.ru: О характере. Не раз видел, как ты умеешь отыгрывать матч-болы. Не считал, сколько максимально отыграл матч-болов за одну игру?
Андрей Соловьев: Рекорды такого рода не запоминаю. Были случаи, когда выигрывал, уступая 1-5 по геймам. Например, пару лет назад на турнире серии Creyda под названием «Теннисный МЭТР» я в финале проигрывал 1-5 Анатолию Мухаметову. Толя – не простой игрок, но, видимо, он «выключился» и поверил в победу. А я, наоборот, «включился» на все сто. И победил. А расклады там были не такие, как в простой товарищеской встрече. Финальная игра, все таки.
NaKorte.ru: Можно ли воспитать победный характер?
Андрей Соловьев: Психологи говорят, что характер либо есть, либо его нет. Вопрос непростой. Но «инстинкт победителя» есть наверняка. Иначе как объяснить, что из двух игроков с примерно равным набором техники и физики выигрывает всегда один?
Андрей Соловьев:
По моим наблюдениям, если характера у человека нет – он так и остается бесхарактерным.
По моим наблюдениям, если характера у человека нет – он так и остается бесхарактерным.
NaKorte.ru: Недавняя твоя победа на турнире Gloria Open. Можно ли ее назвать самой яркой твоей победой?
Андрей Соловьев: Я бы не стал ее так называть. Для начала, не было Якова Атрохова. В предыдущие годы его просто не допускали к участию в «Глории». В этом году Яков Атрохов и Володя Елисеев, самые сильные игроки нашей группы, заявились в более молодой разряд 55+ - туда, где был денежный приз. Так что у меня явных соперников, можно сказать, не было.
NaKorte.ru: А против Атрохова у тебя могли быть шансы?
Андрей Соловьев: Шансов бы не было. Месяц назад я играл против него на ветеранском турнире. Проиграл 0-6. Яков сейчас в блестящей форме.
NaKorte.ru: Как ты собираешься с силами в сложные моменты матча?
Андрей Соловьев: Я прожил довольно долгую и активную теннисную жизнь. Но каждый раз, выходя на соревнования, не знаешь – пойдет у тебя игра или нет. Поэтому каких-то определенных рецептов нет.
NaKorte.ru: Технику хоть как-то можно измерить, да и с физикой задача довольно ясная. А психологический аспект измерить сложно…
Андрей Соловьев:
Для тренировки психологической устойчивости нужно играть в соревнованиях. Или играть «на деньги»
Андрей Соловьев: Я слышал, что Кафельников не любил тренироваться. Играл «на счет». Так что для тренировки психологической устойчивости нужно играть в соревнованиях. Или играть «на деньги». Причем деньги должны быть значимые для тебя. Тогда есть боязнь проиграть, и ситуация схожая с турнирной – приходится включать все резервы.
Честно говоря, я сам на деньги никогда не играл.
NaKorte.ru: Вот как! А другим советуешь?
Андрей Соловьев: Со слов опытных спортсменов. Они говорят, что «игра на деньги» максимально приближена к игре в соревнованиях. А как спортсмен ты растешь именно в соревнованиях.
В «игре на счет» есть еще такая разновидность, как «товарищеская встреча». Кто-то по-товарищески играет хорошо, но когда доходит дело до ответственной игры – все, пиши пропало. Потому что соревнования – это стресс, психологически это некомфортно.
Лично мне интересна борьба. Поэтому я стараюсь выигрывать даже товарищеские матчи. Но есть люди, которые могут целыми днями перекидывать мячи (даже «на счет»), но на соревнования не идут – плохо переносят стрессовую ситуацию. Зажимаются, волнуются, и как следствие – проигрывают.
NaKorte.ru: Но по каким соображениям сам не играешь “на деньги”?
Андрей Соловьев: Для меня это вопрос принципиальный.
NaKorte.ru: Не так давно в Питере играл тренер из ЮАР Тоби Лохнер. Ему тоже под шестьдесят. Играл он ракеткой, похожей на твою.
Андрей Соловьев:
Начинать играть можно любой ракеткой, но на определенном этапе придется делать выбор
Андрей Соловьев: Точно такой ракеткой играл – Wilson N-Code 3. Ее уже сняли с производства. В принципе, ракеток сейчас много и все они качественные. Нужно выбирать ракетку «под себя» – под свою технику, стиль игры, антропометрические данные. Когда я взял эту ракетку в руки, сразу почувствовал – моя. Голова у нее большая, поэтому она достаточно точная и надежная.
Яша Атрохов увидел у меня эту ракетку, и себе такую же купил. Сейчас ездит по соревнованиям, выигрывает. :)
Начинать играть можно любой ракеткой, но на определенном этапе придется делать выбор.
NaKorte.ru: Современные теннисисты наверняка деревянными ракетками не играли. Что хорошее ушло вместе с эпохой “деревяшек”?
Андрей Соловьев: У нас был настоящий клуб. Не в пример нынешним, в которых «пришел-заплатил-поиграл-ушел». А мы приходили семьями, в субботы-воскресенья. Был самовар, шахматы. Поиграли на корте – попили чай – поиграли в шахматы, снова на корт. Дети тоже играли, все общались между собой. Было о чем поговорить и хорошо время проходило.
Сейчас хотелось бы вернуть такую клубную систему. Кстати, на западе такие клубы есть, поэтому общественный строй тут не виноват.
NaKorte.ru: Что пожелаешь тем, кто сейчас осваивает теннис?
Андрей Соловьев: На «Глории» играет человек, которому уже 88 лет. Теннис – вид спорта, которым можно заниматься до глубокой старости. Получая при этом и физическую нагрузку, и эмоциональную разрядку. Кому-то интересен результат, но главное – это хороший вид досуга.
У нас в клубе была одна гимнастка, которая первый раз взяла ракетку в 30 лет. Она играет до сих пор, приговаривая: «Ну зачем я пошла в гимнастику, вся в травмах и в 20 лет – уже ветеран». :)
Играйте в теннис и получайте от этого удовольствие!
|