Теннисный Рафаэль
Опубликовано 22 июля 2009 г.
Кого-то этот малыш определенно напоминает. Особенно выражением лица и характерно приподнятой бровью. Ба, так это же Рафа!
Имя Рафаэль для теннисистов стало нарицательным. Под РРычащее начало слова, мозг, не успев опомниться, уже готовится достать из глубин сознания – вместе с шипящим Ф – образ великого теннисиста. Рафа – дальше можно и не продолжать. Даже нужно. Так его и окрестили – Рафой.
Мы посвящаем Рафаэлю Надалю статью – на радость Рафанатикам, на горе Федяфилам. Не гоже обходить вниманием его, единственного в Туре, который может реально и эффективно противостоять убойной машине Роджера Федерера. Рафаэль – игрок талантливый, самобытный, колоритный. Андре Агасси назвал его любовно «чудом природы» (Freak of Nature – для англоязычной публики это выражение даже оскорбительно. Зато по делу).
Элизабет Киз написала позитивную статью о Надале. Перевод которой, как всегда немного вольный - в исполнении нашего незамутненного переводчика Осла Доброй Воли - и предлагается вашему вниманию.
Рафаэля Надаля можно любить за всякие разные детали. Он пытается прокусить свежезавоеванные кубки, вместо того, чтобы целоваться с ними – как делают остальные победители. Он никогда не швыряет в гневе ракетку, а когда его футболка становится мокрой от соревновательного пота, Рафа садится и спокойно меняет ее – несмотря на «волчий вой» его почитателей. Тут и там разбросаны его незначительные привычки, которые доказывают – перед вами атлет, а не нарцисс какой-нибудь. Ритуал подготовки к подаче «а-ля-Рафа» перенимают многие юные (и не очень) теннисисты – теперь уже можно спокойно, не стыдясь, освобождать прожорливые ягодицы от набившегося в них нижнего белья.
Рафаэлю Надалю исполнилось 23. Он по-прежнему живет со своей семьей на острове Майорка, где рыбачит с институтскими корешами, его мать все еще заставляет его убираться в своей комнате, а со своей первой и единственной любовью он встречается с 19 лет. Франческе «Цеске» Перелльо приходилось скрывать свои отношения с Рафой, но вездессущие папарацци то и дело вылавливают их своими фотоаппаратами из океанских волн.
Рафа с кубками не целуется. Он их кусает
Для своих 185 см, Рафаэль Надаль выглядит намного выше и стройнее, чем на телеэкране. И хотя мышц у него поболе, чем у большинства остальных игроков Тура, он кажется легким и подвижным – как будто сын-переросток одолжил на время тело своего отца. Что бы он ни делал – ел, говорил, смотрел гольф – Рафа постоянно барабанит пальцами по столам, а его колени так и прыгают вверх-вниз, разбрызгивая энергию, как точильное колесо разбрызгивает вокруг сверкающие искры. В разговоре он без стыда смотрит в глаза, улыбается до ушей и смеется, когда улыбаться надоест – обычно сам с собой и радуется.
Однако перед матчем с Надалем происходят чудесные метаморфозы. Он преображается в совершенно другого человека. «Рафа начинает матч за полтора часа до его начала», - говорит один из тренеров теннисиста, Франциско Руаг. Его лучезарное выражение лица сменяется ужасающей гримасой, о которой даже мать Надаля как-то сказала: «Во время игры я не узнаю своего сына».
Но даже когда Рафаэль Надаль охвачен страстями, внутри его остается островок абсолютного спокойствия. Он, конечно, настаивает, что до спокойствия ему далеко. Кто видел игру Надаля в юности, подтвердят. Его вулканические эмоции выплескивались в виде мельниц кулаками, летучих курбетов и прочего дуркования после выигрыша первого очка в гейме – как будто он завоевал большой шлем.
Цеску, подругу Рафы, то и дело вездессущие папарацци вылавливают из океанских волн
«Ему нужно было научиться хранить спокойствие», - говрит его менеджер, Карлос Коста. «хранить спокойствие в самые важные моменты. А когда он был ребенком – каждое мгновение было самым важным». Этот урок Рафа усвоил хорошо. В течение беспрецедентных трех лет он оставался номером вторым, ожидая своего часа, чтобы взобраться на вершину.
Рафаэль Надаль вырос в мире, где мужчина – глава семьи. А семья – главнее всего. Его отец, Себастьян, как мог опекал своего единственного сына. Дядя Мигель Ангел, по кличке «Зверь из Барселоны», играл защитником за сборную Испании по футболу (Хочешь научиться играть в теннис – играй в футбол!). А дядя Тони, его тренер, энергичный и очаровательный зануда, был раньше профессиональным теннисистом и научил Надаля играть (и выигрывать при этом).
Почитатели Рафы должны благодарить дядю Тони. Это он дал малышу первую ракетку – когда тому было всего три года. Он же заметил в ребенке чемпионский характер. Да и переучился Надаль с правого форхенда на левый благодаря дядюшке. Тони смотрел-смотрел, как мальчик-правша мучается двуручными ударами, взял – и переделал его в левшу. Опасного для соперников.
Первую ракетку Рафа получил в три года. Подрос с тех пор, но по-прежнему тянет в рот всякую пакость
Дядя Тони еще много чему научил Рафаэля. Никогда не швырять ракетку, и не расшвыривать кроссовки – но степенно расшнуровывать их и ставить аккуратно где положено. Даже когда эти кроссовки стали давать Надалю спонсоры.
В 14 лет Рафаэля Надаля пригласили тренироваться в барселонский теннисный центр. Однако семья воспротивилась, Рафа остался на своем острове, где и отрабатывал свой убойный топ-спин (если мяч от ракетки Федерера вращается 2500 раз в минуту, то у Рафы- 3200. Покуда долетит до соперника, мяч успевает обернуться раз 80. Даже представить сложно).
В 2001, в 15 лет, Рафаэль Надаль ворвался в Тур, а через два года был уже в 50. Его дядя Тони задавал тон и ритм. Легендарной стала история с шоколадными круассанами. Рафа решил взбрыкнуть, и слопал три штуки прямо перед матчем. Тони был невозмутим, и не стал отговаривать молодца. «Вот напартачит из-за этого на корте», - объяснил Тони, - «в следующий раз будет думать, что в рот тащить перед игрой».
А несколько лет назад, когда Рафаэль Надаль на US Open отчаянно пытался настроить свою игру с лета (вы в курсе, что испанцы вырастают на грунтовых кортах, и приучены играть в основном на задней линии и за ее пределами), он к сетке-то вышел, но и мяч от его удара угодил в сетку. Смотрит Рафа на дядю, а тот доволен – улыбается, аплодирует. Мол, учись парень – верной дорогой чешешь. Попробовал – не получилось, в следующий раз получится.
Если есть Роджер Федерер, должен быть и Рафаэль Надаль. Хотя бы для того, чтобы Федереру было что преодолевать, кроме собственных мыслей. Когда он проиграл Надалю на Мастерсе-2004 в Майами, Роджеру было 22, а Надаль был 17-летним пареньком с желанием махать кулачонком после каждого выигранного мяча. Федерер был повержен за 70 минут. Позже он сказал, что Надаль «станет самым грозным левшой в теннисе». Самый левый комплимент, да.
И еще одна фота Цески. Уж больно хорошо получилась она здесь
Сможет ли Надаль наверстать Федерера? Сложный и неоднозначный вопрос. Однако Рафаэлю Надалю сейчас 23. «Феду 27, а пик карьеры обычно приходится на 22-26 лет», - говорит теннисный аналитик, тренер и бывший игрок Брэд Гилберт. «Так что Фед уходит со своего пика, а Надаль на него взбирается.»
Что делает Рафу таким опасным, добавил Гилберт (который прозвал Надаля, кстати, «новым Бьорном Боргом»), это его «фантастическая атака и удивительная защита». И ведь прибавляет еще, не собирается почивать на лаврах. И хотя этот год уже пошел на смарку, Надаль еще может совершить немыслимое – собрать у себя четыре теннисных туза, выиграть календарный Большой Шлем.
Как оценивает Рафаэль свои шансы? Он отвечает, оставив зазор в сантиметр между указательным и большим пальцами: «Очень небольшие». Однако это не значит, что он не будет стараться, работать и побеждать. «Можно обсуждать теннис Рафаэля, его форхенд, его скорость», - говорит Тони Надаль. «Однако его сила воли, его игровой драйв когда нужно сражаться – вот что главное. А это – его характер».
Что, лентяй, сразу в конец страницы полез?
А Осел Доброй Воли старался, переводил.
Давай-ка, бегом читать
|